В 20-ые годы 19 века путешественник А.Мартос посетил Забайкалье. Его путевые записи хранятся, как и другие его документальные материалы, в фондах центрального государственного исторического архива в Ленинграде.
В газете «Джидинская правда» была опубликована ст.
Н.В.Кима, аспиранта Иркутского государственного университета. Н.В.Ким пишет: «В
путевых записках А.Мартоса приводятся сведения… о селах, расположенных по реке
Джида. В 1823 году, например, в селе
Н-Торей, насчитывалось до 100 домов крестьян…».
В 1760 году, 24 декабря, императрица Елизавета
Петровна подписала указ, разрешающий помещикам ссылать на поселение в Сибирь
крестьян и «вредных обществу людей» с зачетом их за рекрутов.
В августе 1727 года граф Савва Лукич Владиславович –
Рагузинский, после долгих переговоров с китайским двором, заключил Буринский
договор, а в июне 1728 года – Кяхтинский договор.
По переписи 1923 года в селе Нижний Торей было 159 дворов, а население было 540 человек.
В 1788 году путешественник Николай Спафарий
упоминает о русско-монгольской границе и основанных в 1727 году по Буринскому
договору, русских караулах – Харацайском,
Цежейском (Михайловском) и т.д.
1581 год – при Иване Грозном – купцы Строгоновы
снаряжали Ермака в путешествие по Сибири.
Сергей
Чагдуров в книге «Поэтика Гэсэриады» пишет, что в Бурятию племена пришли
с Северного Тибета. Когда их сюда пригнали – они дали названия сёлам – Цагатуй, Ичетуй и т.д.
Он пишет, что в центре Китая есть такие
названия, как Торей, Байба и т.д.
«… о глубинных связях, о близости культур… географических
названий на территории Усть-Ордынского автономного округа Иркутской области или
названия Цагатуйских урочищ между
Кукунором и Хотан-Дарьей: Дыристэ, Иче, Тохой, Торай, Нарын, Харасай,
Байба с одной стороны и названия Джидинских урочищ – Дырестуй, Ичетуй, Тохой,
Нарын, Харацай, Байба» (стр. 83 в книге: «Гэсэриада. Прошлое и
настоящее». Улан-удэ, 1991 год).
В книге «Очерки истории Селенгинских бурят» (авт. Батуев Б.Б. и
Батуев И.Б.) есть сведения, что «сартулы-
в количестве 7 человек во главе с некоторым Кулои прибыли в Джиду в 1630
году из Цыцык-Хановского аймака Монголии. Селенгинские сартулы проживают по
реке Джиде» (стр.19).
По данным Е.М.Залкинда в 1740 году от Селенгинска
вверх по рекам Селенга, Джида и Желтура на расстоянии 150 верст числилось по
мелким деревням всего 16 дворов» (стр. 26).
Комментариев нет:
Отправить комментарий