27.09.2019

Туристический поход 1958 года.


Воспоминания Климова Николая Николаевича о походе учеников Торейской средней школы в июнь-июль 1958 года по маршруту Нижний Торей-Цакир-Санага-Куду-Угаты-Жемчуг-Аршан-Слюдянка-Иркутск-Танхой –Улан-Удэ-Красноярово.



 Руководители похода –Саргаев Ким Аюшеевич –учитель физкультуры,
Клочихин  Георгий ?? (оканчивающий или окончивший Бурятский пединститут.
Участники похода:
1.     Алексеев Анатолий Иннокентьевич
2.     Андреев Геннадий Павлович
3.     Десятов Леонид Перфильевич,
4.     Бадмаев Владимир
5.     Иванов Владимир Лукич
6.     Цыренов
7.     Климов Николай Николаевич,
8.      Климова Надежда Алексеевна,
9.     Колодина ?
10.   Воложанина Галина Николаевна,
11.   Мендикова Галина Николаевна
12.  Никонова Надежда Назаровна,
13.  Красиков Геннадий
14. Саргаев Валерий Аюшеевич
15.  Яновская Лидия Борисовна


Годом раньше под руководством этих же людей  я и часть участников этого похода совершили поход по маршруту Торей-Кяхта-Киран-Чикой-Ново-Селенгинск-Шахты(сейчас-Гусиноозерск)- Тахой-Улан-Удэ-Верхняя Берёзовка. С участием подставных участников-студентов пединститута на беговых дистанциях туристской эстафеты и под моим руководством нашими участниками  в разжигании костра и кипячении полведра воды мы выиграли эту эстафету. Сами же также под моим руководством выиграли хождение по закрытому маршруту, хороший гербарий, газета – всё в совокупности принесло нам первое место.
Нас премировали (всех участников похода) фотоаппаратами «Смена» (они только, что появились в продаже) и весь отряд фотоаппаратом «Киев». Мы были счастливы!

  На этот год мы были готовы повторить наш  успех, мы были на год старше, физически более окрепшими. Тем более, что дошли слухи, что основным критерием предстоящего соревнования будет учёт трудностей маршрута. После долгого обсуждения был выбран такой маршрут. Я до сих пор удивляюсь смелости руководителей похода, решившихся на такой шаг! Вам это станет ясно из моего дневника, сохранившегося чудом, который я вел в походе как капитан команды. Далее я буду практически без обработки воспроизводить то, что было написано в походе и в скобках добавлять то, что вспомнилось мне при воспроизведении дневника в печатном виде.
      

30.06.58
Выехали в четыре часа. Утро провели в сборах. Потом ждали машину.  Ехали весело. Пели песни. Играли. Ужинаем в Цакире. Ночевали в интернате.

1.07.58. Утром выехали в четыре утра. Попали под дождь. На ферме греемся в Куду.

( Далее где-то, уже не помню в каком месте, выдалось время и идёт более подробное описание)

    30.06.58. Вот сборы  все окончены. Мы на машине. Весело. Ждём с нетерпением выезда. Наконец поехали. Сначала проплывали знакомые горы, поля, пади. Потом начинаем взбираться на прибрежные скалы реки Джиды. Мотор надрывно воет. Виды меняются с кинематографической быстротой. Горы,  поросшие лесом,  вдали кажутся синими. Развёртываются потрясающие виды на долину Джиды: отвесные серые скалы, у подножья которых, серебристой лентой сверкает на солнце река. Ближе же видно, что мутная вода с шумом  перекатывается по камням.

    (Ближе к Цакиру видны столбы  строящейся  высоковольтной линии, идущей с Городка (сейчас вымирающий город Закаменск). (Здесь сделаю замечание: Во времена жизни И.В.Сталина колхозы не подключали к  государственным линиям  электропередач. Связано это было или с нехваткой электроэнергии или тем, колхозная собственность не была общенародной, а была коллективной. Колхозы собственными силами строили для своего электроснабжения ГЭС. В частности, в Торейском аймаке  после окончания ВОВ до 1952 г. строилась Тахойская ГЭС мощностью летом порядка  четырёхсот кВт. Летом её сдали в эксплуатацию и лампочки светились. Зимой чудо кончилось и на другой год на ГЭС установили дизель такой же, видимо, мощности, чтобы давать энергию зимой. Только с приходом к власти Н.С.Хрущёва колхозы большей частью превратили в совхозы и начали подключать к государственным ЛЭП.))

        Селения попадаются редко. Наконец подъехали к Цакиру. Цакир расположен на левом берегу Джиды на склоне горы. Улицы каменистые. В центре создаётся впечатление благоустроенного села. На улице тротуар. Много плакатов, вывесок. Домов немного. Проехали 120 км. Поужинали в столовой. Ночевали в интернате.
   В пять часов уже снова (в пути). Не успели отъехать и 5 км. Как пошёл дождь. Вымокли изрядно. Потом перерыв и снова сильный дождь, который быстро стих. Доехали до Санаги без дождя. Небо всё закрыто. В здании интерната приготовили обед и пообедали.
 Дальше дорога плохая, грязь,  ухабы. Перевалы. После Цакира вид сразу изменился. По краям дороги вырубленные склоны гор. Две действующие высоковольтные линии. Чувствуется приближение Городка, который проезжаем на расстоянии 8-10 км. Потом снова лес, изредка рассекаемый  полянами между гор, в которых расположены скотоводческие фермы.
     В Шара- Азарге осмотрели памятник пограничнику Пирогову, погибшему в борьбе с бандитизмом.  Памятник  выглядит уныло, даже  кусты не посажены.

       Санага расположена  на левом берегу реки Цакир. Небольшой улус, населенный бурятами. На  Цакире      строится ГЭС. (Видимо, была не построена, так как Марк Самуилович, который работал энергетиком в Бурятии в этот период  и в 1961 году принимал последний блок Баянгольской  тепловой станции в эксплуатацию о ней ничего не слышал.)

    Санага – отправной пункт нашего похода. Отсюда мы идём пешком. После неё встречается только два  улуса: Утаты и Далахай, первый на расстоянии 12 км, второй 28 км. Не дошли до Утаты, как захватил дождь. Отошли от Санаги не более 8 км. Только зашли в юрту, как пошёл дождь с градом. Да. Хорошо, что не зашли в тайгу, то имели бы бледный вид. Дождь всё-таки перестал, начало разъясниваться. Настроение у нас поднялось. Мы быстро дошли до Утаты. Сварили чай со сгущенным молоком. Напились чаю. Нашли проводника. Назначили дежурных и легли спать в классе школы.
     Долина реки  Цакирки  у Санаги расширяется почти до 2-х км, потом сужается. Цакир бурная горная речка. Вода прозрачная, холодная.

2.8.58 г.
   Встали  почти в 5 часов утра. Собрались к решающему броску. Часть продуктов погрузили на коней проводников, которых наняли здесь. Вышли в  7 час. 20 мин. И сразу вымокли, вода была кругом , ботинки промокли и накидки. Даже на склонах гор вода. Болото. Сначала шли , перескакивая с кочки на кочку. Потом, перебредя вброд разлившийся ручей, пошли, шли не разбирая дороги.

 (Изучая карту сейчас (1103.19), я пришёл к выводу,что с проводниками мы шли вверх вдоль реки Утата.  Далее там водораздел между двумя притоками Джиды-  р. Утата  и левый приток Тотхолты - р. Урда-Байса. По ней  мы спустились в долину речки Тотхолты и шли до её верховьев. Перешли водораздел меду притоками Джиды и Зун-Мурэна, вышли в верховья реки Ехэ-Худуя, который собрав кучу притоков правым эпритоком впал в р.Худу , впадающей реку  Зун-Мурин. Конечное название река Худу (у меня написан Куду)

     Конная тропа, виляя, всё выше и выше поднимается в горы. Но желанного сухого места нет, всё вода, которая в виде бурных потоков извергается в падь.
     После двух часов у Алексеева А. начали рваться сапоги. Но он их наладил. Дальше начался крутой подъём на перевал. Поднявшись на него, мы долго шли по гари и болоту. Изредка на тропе в топких местах попадаются гнилые гати. Потом начался спуск и дорога пошла по правому сухому склону горы. Слева редкий горелый лес.
Обедали на спуске с горы. Нашли гигантский пузырь, который образовался зимой водой и разорванный льдом. Потом снова перевал. Болото на нём, спуск в долину притока Тотхолты.  Нас встретило великое множество паутов, которые кружились над нами. Дальше пошли вверх по долине Тотхолты. Изредка попадались фермы. Тотхолта  была на прибыли и переход вброд был достаточно труден. Так мы и шли по болоту и горам до места ночевки в домике связистов. Ужин был из мяса сохатого, добытого здешним скотоводом. За день прошли порядка 50 км. Колодина до обеда болела и её везли на коне. Многие стёрли ноги. Вечером мы залечивали раны. Сушились, готовили ужин, бинтовали мозоли. Переход был необычайно труден: болото, два высоких перевала. К вечеру ноги налились свинцом. К концу дня еле передвигали ноги. Начали чувствовать недостаток кислорода воздуха при интенсивной работе.

Первый день похода.

3.07.58 г.
Утром ломило всё тело. Всё равно, как не спали. Но сделали зарядку и стало легче. Умылись, позавтракали, разложили продукты по рюкзакам и двинулись в путь без проводников. Сразу же крутой перевал, болото. Пот льёт градом. Цепочка растягивается. По сторонам вершины гольцов. Дальше видны  вершины, покрытые снегом. Тропа идет по склону хребта, покрытого кедрачом. Водораздельный хребет наконец  нами пройден! Теперь ручьи текут  по пути с нами. На подъеме устаёт Климова Надя. У Андреева Гены идёт кровь из носа.. Небольшой подъём и спускаемся в долину ?? ??. Снова болота. Дошли до домика связистов, где приготовили обед. Пошёл дождь,  и мы здесь остановились на ночь. Одни занялись  приведением в порядок записей. Другие – отдыхом, третьи искали растения и камни.
   Долины встречающихся рек здесь однообразны.








   4.07.58 г.
Сегодня, сделав зарядку, умывшись и позавтракав, тронулись дальше. Вся сушка пошла насмарку: сразу же болото и заросли берёзы карликовой и прутняка. Потом долина Худу сузилась и мы пошли по воде, дальше по льду. Начали замерзать ноги, но скоро согрелись. Перейдя реку два раза по подвесным мостам и раза четыре вброд, не разуваясь, так как мы по пояс вымочились в болоте. Неприятно переходить воду, ледяная вода обжигает ноги и они скоро перестают её ощущать При выходе из воды  из обуви в дыры вода летит фонтанчиками. При выходе к устью Худу нас встретил моросящий дождик и грязь по колено. Не разбирая дороги, мы вышли к Зун-_Мурину и перешли его вброд по пояс.

 ( Через несколько сот метров тропа опять подошла к броду. Я обратился к Киму Аюшеевичу с предложением не переходить вброд реку, пойти левым берегом. Мы должны будем опять переходить на левый берег. Руководство не прислушалось к моим аргументам и они опять побрели. Мы же несколько человек- не помню пофамильно, но точно среди них был Десятов Л.П. Это нас и в итоге спасло. Потому что, мы, идя по крутому склону,  разогрелись. И когда мы встретились на левом берегу Зун-Мурина они все были настолько промокшие и замерзшие,, что даже Ким Аюшеевич и Клочихин Н. были не в состоянии зажечь спички , чтобы разжечь костер. Двое, по- моему среди них была Г.Воложанина, которая была на год нас младше, были снесены бурным потоком. Подробно об этом никто не рассказывал. Даже я это пишу на бумаге в первый раз в жизни. В дневнике этого не написал, жалея авантюристов –руководителей, которые без нужды рисковали своими жизнями и жизнями детей!)

   Двое человек выкупались. На нас не было сухой нитки. Подойдя к домику связистов с трудом развели костер. Приготовили обед, обсушились. Нога погружается в мох по колено. Мох немного пружинит, чаще нога проваливается в мох. Отдохнув, пошли вверх по левому притоку Зун-Мурина. Изредка конная тропа исчезала и мы шли по компасу и становились следопытами, чтобы найти тропу. Часто встречается трясина. Неосторожное движение и нога проваливается в грязь. Особенно мешают заросли кустарника.
    После отдыха, настроение приподнятое. Идём с песнями. Но вот тропа через каждые 30-40 метров стала пересекать поток. Сначала прыгали с5амня на камень, потом, устав, брели по колено бродом.
  На подъёме на перевал  начинает чувствоваться усталость. Ноги с трудом толкают тело вверх.  Рюкзак больно перетягивает плечи. Девочки с трудом передвигают ноги. Им приходится трудней.
 На перевал взошли в 9 (21) часов. Оттуда  открывается величественная панорама гольцов (Тункинские Альпы), вершины которых исчезают в низко нависших тучах. Пади внизу поросли лиственницей и кедром и кажутся разинутыми пастями, которые готовы поглотить в своих дебрях горстку людей.
     Начинаем спуск в долину притока Большого Уругудея. Быстро темнеет. Вода угрожающе шумит; идём по тропе, которая бесчисленное число раз пересекает ледянной поток.
    Никонова Надежда Назаровна,  Воложанина Галина  плохо себя чувствуют. Напрягаем последние силы, собираем всю свою волю и идём дальше. Наконец, слышен лай собак. Прибавляем хода, но на пути брод через реку Уругудей. Переходим в брод по пояс и силы сразу  нас покидают. С трудом доходим до домика связистов. Здесь варим чай  и топим печь.
Как приятно быть в тепле после купания в ледяной воде! Попив чаю, ложимся спать и спим, как убитые. За день прошли порядка 50 км!

  (Для нас в этом маршруте были два основных указателя: это гать вначале нашего пешего пути- остатки караванных троп от Кяхты в Иркутск, по которым доставлялся чай из Китая в Российскую империю до сооружения ТранСиба. По словам моего дедушки по матери Красикова Сергея Михайловича главным транспортным средством были верблюды и лошади, которых вьючили. Маршруты были зимой через Уро (от Кяхты вниз по Чикою через Селенгу и  от Гусинного озера через Хамар-_Дабан на Мысовую и по льду Байкала на Иркутск) зимой. Летом же караваны шли на Иркутск  через Енхор, Капчерангу, Верхний Торей, Алцак, почтовые станции на Темнике, Снежной, Быстрой, Култуке, Глубокой, Введенщина и въезд в Иркутск в Глазково п улице Кругомоской (с 1795 года с ммента открытия почтового тракта по указы Екатерины 2 между Кяхтой и Иркутском до установления советской власти. Потом её переименовали в Кругобайкальскую и сейчас это улица Терешковой); , и тем путём, по которому мы шли –от  Кяхты через Селенгу и вверх по Джиде через Хамар-Дабан  на Жемчуг, т.е в Тункинскую долину и далее на Иркутск(может быть через Шеразалгинский перевал, где заканчиваются Тункинские гольцы и вниз по Китою до Иркутска-проверить). Вдоль этой же тропы, видимо, были удобства при прокладке и эксплуатации идёт воздушная телефонная линия государственной связи меду Кыреном, центром Тункинского аймака и Закаменском.(Теперь-то, я думаю, её забросили). Для обслуживания этой линии были сооружены домики(зимовья) и даже были сооружены подвесные мосты. В первый раз мы увидели такой мост через Зун-Мурэн и так как он был в стороне от конной тропы мы не решились по ему идти.)







5.07.58 год.
Сегодня утром еле  поднялись, с трудом сделали зарядку. Попили чай без хлеба. У нас кончились сухари. Впереди еще 50 км. Сразу же после выхода, начался подъём на перевал, который длился 5 км. С перевала дул сильный холодный ветер. Кругом лежали глыбы камня. Кроме травы и лишайников  ничего не растёт. Лес постепенно редеет и становится ниже, а на гольцах исчезает. С перевала видно Тункинскую долину, а дальше, закрытые на половины тучами, голубые громады Саян. Кажется, что они каменной стеной встают на пути. Остановшись на перевале, мы сразу же замерзли. Потом начался крутой спуск к речке Харагун. Падь завалена глыбами камней. После спуска в падь, остановились обедать. Сразу же, как и на всех привалах начался ремонт обуви. Обувь не выдерживает таких дорог. После перехода вброд, вода действует на ботинки разрывающе  и отрывает подметки. На горах подметки отрывают камни. После обеда продолжали спуск, который был значительно круче подъема. Кругом росли кедры с шишками. Несколько раз пересекали горный поток, который ревел, как раненный зверь. Постепенно кедры с лиственницами сменились берёзами. Стали попадаться полянки и мы скоро вышли к домику связистов. Вымылись, постирались, поужинали и легли спать.

6.07.58 года.
   Встали утром рано. В половине седьмого были в пути. Было прохладно и мы шли быстро. Дорога была сухая, настроение было приподнятое. Мы были в 20 км от Жемчуга, конечной точки нашего трудного пешего участка похода. Перейдя один раз вброд, мы вышли к подвесному мосту и сразу же ринулись на него. Когда первый человек был уже где-то примерно в 15 м от противоположного берега, оборвался верхний трос, который был перилами и 12 человек упали с высоты от 1,5 м до 3 м. Кто в реку, а кто на берег и камни. Свалились удачно, Никто  не пострадал. Только две девочки поцарапали кожу на пальцах.

  (Клочихин ушёл первым,  Саргаев стоял, у входа на подвесной мост. Там нужно было подняться по лестнице метра на 2  вверх. Я шёл замыкающим и когда подошёл, то у входа на мост стояло 3-4 человека. Я сказал К.А. Саргаеву, что нужно увеличить интервал между людьми, а не то мост оборвётся. Саргаев скомандовал, что нужно держать интервал 3 метра и остальные так и пошли. Весь отряд, за исключением меня и руководителей, был на мосту. Мост раскачивался. Когда он качнулся влево сильно, я уже хотел идти -верхний трос оборвался!! Так речка была относительно небольшая, то в поток упали только двое – по моему Никонова и Воложанина. Течение было бурное , их понесло, я кинулся за ними, схватил одну, меня тоже сбило с ног. Но на помощь подскочили руководители и нас  всех благополучно вытащили на берег.)

  После этого мы стали осторожнее и следующие мосты переходили по два человека. При подходе к колхозному дому отдыха «Колхозному Аршану» мы перебрели Харагун  бродом. В доме отдыха нам дали сухарей, а консервы у нас были  и мы хорошо пообедали.
   Дальше мы уже не бродили, а шли по правому берегу реки. Кругом  простирались заросли гигантских тополей и черемухи. Пройдя немного, мы поднялись на бугор и перед нами лежала прекрасная Тункинская долина. Солнце ярко сияло и на гольцах лежали синие тучи.

   (Все мы в первый раз видели горы, которые от уровня долины, лежащей на отметке примерно 800 м над уровнем моря поднимаются ввысь сразу практически до 3000 м. В Торее у нас самая высокая гора это в пади Кондрашовая и её отметка не выше 1500 м и при этом Торей лежит на отметке 800 м.)

 Мы долго шли по Жемчугу до школы, где помылись, поужинали. Часть ребят легла спать, часть пошла в клуб посмотреть кинофильм.






В звездном туристическом лагере вблизи Красноярово.


На водопаде реки Кынгарга.


  7.07.58 г.
Сегодня мы проспали до 10 часов и даже не сделали зарядку, так разнежились. Сели на попутную машину и поехали на курорт Аршан. Ехали через всё долину Иркута.

   (Мне тогда даже и в голову не могло придти мысли, что в этой долине и по этой дороге я буду ездить много- много раз и лучшие мои годы жизни пройдут в этой части солнечной Бурятии, но об этом отдельный рассказ.)
 Саяны казались совсем рядом,  но ехали почти полтора часа. (Ширина  долины в этом месте примерно 40 км. Но дорога сначала идёт вниз по Иркуту до моста. Потом вверх по Иркуту  и затем от Тунки практически перпендикулярно линии, вдоль которой простираются Тункинские гольцы, примерно км 25  до подножия Саян, где располагается курорт.)

  На курорте нам всем понравилось. Осмотрели главный корпус, источники. Попили из них минеральной воды, которая по своим вкусовым качеством не отличается от нарзана. Осмотрели самобьющий фонтан из скважины. Окрестности курорта тоже понравились: сосновый бор, рядом река с двумя ГЭС и каскадом мельниц.


Саргаев Ким Аюшеевич, Клочихин Георгий, Иванов В.Л., 1958 год.


Чертов мост.


(Когда я здесь появился второй раз, а это был уже 1969 год этого не было и в помине и я даже об этом не вспомнил. Только прочитав дневник о ГЭС и мельницах и сейчас ничего не припоминается!)

 Вечером осмотрели спортгородок, игры, танцплощадку, сходили на кинофильм «Илья Муромец» и, побродив по всему курорту,  улеглись спать.

 8.07.58 г.
 Сегодня продолжали осматривать живописные окрестности. Попив воды, мы отравились осматривать водопады на Кынгарге. Израсходовали две фотопленки, фотографируясь в разных ракурсах. Ущелье, где водопад, завалено скалой и вода падает с высоты, брызгая каскадом брызг. В ущелье холодно и сыро.
  Курорт расширяется и благоустраивается.
 После обеда устроились на автобус и через 4 часа подъезжали к Култуку. Здесь  пересекли  электрофицированную железнодорожную магистраль и увидели в первый раз в жизни озеро Байкал. К Слюдянке идут высоковольтные линии с железными мачтами (металлическими опорами.) На станции посмотрели электровоз и увидели его преимущества перед паровозом. Вечером по Байкалу покатались на лодках, которые выдавали на лодочной станции на прокат.

  9.07.58 г.
Ночевав на вокзале,  мы мчались на электропоезде к Иркутску. Солнце только всходило и небо и вода играли всеми цветами радуги с преобладанием розово-красного цвета.  Скоро дорога устремилась в горы и мы все уснули мертвым сном. В вагоне было много народу, было жарко.
 Иркутск был весь в дыму и пыли. Полдня проходили по-пустому. Потеряли Колодину, быстро нашли. В Иркутске много старых зданий, которые ремонтируются и обновляются. Много новостроек. В городе  много дыму и пыли.

  10.07.58 г.
Утром сегодня осмотрели художественный музей, где нам очень понравилось. Особенно две картины: одна Брюлова «Неудавшееся свидание» и Платова «Няня». Понравилось нам и в школе, где мы ночевали, и в столовой облисполкома, где мы обедали. 
 В музее некоторые картины представлены в подлинниках, часть в копиях. Здесь собраны произведения русских, китайских, западно-европейских художников, также собраны образцы рукодельного труда, росписи по фарфору, произведения  студентов-выпускников. Они нам не понравились: сделаны грубо, небрежно.

   (Мы приехали на левый берег Иркутского моря, залив вдоль берега которого тянется улица Якоби и дорога к НИИФТРИ (научно-исследовательский институт физических, технических и радиотехнических измерений). Институт, директором- организатором которого,  был  по национальности швед, окончивший МГУ, с 1939 года работавший  в США, вывезший по слухам, документацию на изготовление транзисторов, Рунар Викторович Гострем, д.ф.-м.н., по видимому, профессиональный разведчик.)


  Мы уселись на берег и стали ждать у моря погоды. Неподалёку работал кран, который грузил лес на ЯЗЫ.

  (В то время лес плотами возили с Байкала и перерабатывали его в Мельничной пади, на лесозаводе в Старой Кузьмихе. Сейчас это все в прошлом.)

 Искупавшись, мы наконец, дождались трамвая и поплыли в сторону Байкала по водохранилищу. Изредка навстречу попадались буксиры, тянувшие плоты. По берегам  водохранилища стояли горы, покрытые лесом. Водохранилище закончилось км за 12 от  истока Ангары из Байкала. Скоро Ангара начала мелеть и на дне можно было увидеть все камешки. Знаменитый Шаман-камень выглядел уныло. Над водой возвышалась очень небольшая его часть, остальное оказалось затоплено водой после постройки плотины Иркутской ГЭС.
 Выход на Байкал сразу почувствовался – трамвай закачало. У порта Байкал, который был конечной станцией железной дороги, идущей от Слюдянки по берегу Байкала. Часть же дороги, идущей по левому берегу Ангары от порта Байкал до Иркутска оказалась затопленной после постройки плотины ГЭС и её разобрали.

  (В настоящее время остался от этой дороги участок от Иркутска –пассажирского до завода  железобетонных конструкций, который в перид строительства плотины был местом, где готовился бетон для плотины.)

За деревянными волнорезами стоял красивый пассажирский пароход «Комсомолец», который курсирует по маршруту порт Байкал –Танхой- бухта Песчаная-остров Ольхон- Баргузин –Нижне Ангарск.

 ( Курсировал где-то до80-х годов. Потом по Лене до Качуга своим ходом из Горького перегнали корабль на подводных крыльях «Комету». С Качуга довезли до Иркутского водохранилища на автомобильного трейлере и списали на слом «Комсомолец». «Комета» с порта Байкал  до СевероБайкальска доходит за день. Её скорость 60 км\час.)
  
 На пароходе было много народу. Играла музыка. Ехали такие же как мы, туристы с Байкало-Кудары.

 (Ночью приплыли в Танхой, сели на поезд , доехали в Улан-Удэ. Звездный слёт- так это называлось тогда это мероприятие в 1958 году проходил вблиз Иволгинска, рядом  с Красноярово.)

     Слёт туристических команд был прекрасно организован. Жили мы в палаточном городке. Утром все дружно поднимались на утреннюю зарядку. Она проводилась под баян и транслировалась через усилители на весь лагерь. Погода была замечательная, продуктов выдавалась вдоволь. Запомнились большие банки сгущённого молока (1-3 литра?), которыми выливали в ведро крепко заваренного чая и наслаждались. В деревне нам такое и не снилось!!
     Несмотря на то, что поход был труден, мы собрали прекрасный гербарий, хорошо выступили в соревнованиях, но успех прошлого повторить не удалось. Но мы были счастливы, что так много увидели, преодолели настоящие трудности. Такое уже больше в жизни никогда не повторилось!!

Курорт Аршан 1958 год.





Записи воспроизведены в период с декабря 2003 по 14.01.2004 года.


Большая благодарность Климову Николаю Николаевичу за прекраснейшие и интереснейшие воспоминания от всех жителей села Нижний Торей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий