08.01.2021

Состав СП "Нижнеторейское". (Из летописи).






 1.  Село Нижний Торей. (Образовано в 1789 году).

Люблю  тебя Торей.

Моё  село, как  хлеб  простое,

Люблю  твоих  домов  огни.

Мы  все  твои  и  в  радости  и  в  горе.

На  мир  ты  нас  благослови.

          Люблю  твоих  полей  дыханье,

          И  взгляд  подснежника  весной.

          Есть  у  меня  заветное  желанье:

          Остаться  навсегда  с  тобой!

А  в  дни  войны  и  в  годы  лихолетья

С  тобой  прощались  сыновья,

В суровый  час  и  в  смертный  час  последний

На  жизнь  тебя  благословя.

                    И  не  забыты  все  твои  солдаты.

                    В  их  честь  ромашки  на  лугах,

                    Во  славу  их  восходы  и  закаты,

                    И  радость  в  детских  голосах.

Уеду  вдаль  и  вновь  скучаю,

Хочу  увидеть  вновь  тебя.

Моё  село,  Джида  моя  родная,

Моя  святая  сторона.

Автор:  Семёнова Людмила Куприяновна.


2. Село Подхулдочи.

3. Исчезнувшее село - Горохон.

4. Село Шартыкей

Любимый Шартыкей

1. Там, где горы высоченные, зарастают черемшой,

Есть деревня золочённая- Шартыкей мой дорогой.

Родилась я там  девчоночка, расцветала и жила.

Отучилась и уехала, милого нашла.

      Припев:    Шартыкей дорогой, на душе тревога

Может вовсе с тобой не прощаюсь я,

От тебя до меня долгая дорога,

От меня до тебя… только позови.

Шартыкей дорогой, мне бы догадаться

Может, вовсе зачем, уезжала я от тебя,

От семьи, мамы, папы, братьев,

Возвращаюсь к тебе, только позови.

 

2. Оглянусь,  и мне аукнется,

 Жизнь моя и без обид.

 В моей жизни есть два сына- умницы,

Моих славных, дорогих.

Припев.

Автор: Лобанова Татьяна.


3. Село Хулдат. (Образовано в 1727 году).

Милый мой Хулдат.

За  рекой  Джида

Деревенька  есть.

Среди  лесов  и  гор

Проживаем  здесь.

 

Луговой  травой

Воздух  весь  пропах.

Гимн  родным  краям

Распевает  птах.

 

В  озеро  глядят

Облаков  стада.

И  вернуться  вновь

Хочется  сюда.

 

И  роднее  нет

Места  на  земле.

Милый  мой  Хулдат

Я  спешу  к  тебе.

Автор: Переушина Полина.


Юг Сибири отделяют от Монголии горы Джидинской долины. Места таежные, дикие. И хотя до железной дороги от них 400-500 верст, поселения здесь не так уж редки. Желтура, Хамней, Модонкуль, Цакир и другие казачьи станицы, словно в шеренгу выстроились через 15-30 верст одна от другой вдоль границы.

Самое большое село Торей. 

Оно расположено в низком месте, в долине, но совсем не далеко от села начинается холмистая местность, переходящая в горы. Там, за горами – Монголия. Жители  Торея, как и других  пограничных  сёл, всегда  знали, что происходит  по  ту  сторону  границы: то  русские  купцы  вернутся  оттуда, расскажут новости, то  сами  казаки  иногда  пересекут не особенно запретный рубеж, чтобы купить по  дешёвке  выносливую  лошадку или для зимовки десяток овец на мясо. У многих были добрые знакомые из аратов и погонщиков конно-почтовой службы или из цириков (солдат) пограничных караулов»….- так писали о нашем селе Нижний Торей Зоя Ломухина и Сергей Омбыш-Кузнецов в романе «Одного кремня искры», опубликованного в 1976 году в журнале «Сибирские огни», № 10-11.

 

Продолжение следует.






1 комментарий: