18.06.2016

Всё о Нижнеторейской школе.

Цикл статей, посвящённый 130-летнему юбилею образования в Нижнем
Торее.
                                                     
                                                                                       
  Учитель. Кто ж его не знает, 
Простое имя это, 
Что светом знаний озаряет 
Живую всю планету! 




               Село Нижний Торей в своём развитии пережило множество знаменательных вех. Вершиной его расцвета были 70-80-е годы. Старожилы со слезами на глазах вспоминают этот период интеграции всех структур в селе. Это было время, когда человек был востребован в сельской жизни, будь он инженером, механизатором, животноводом, врачом, учителем….

              Школа и социум на селе, неразделимы. Являясь органической частью целого, Нижнеторейская  школа всегда  отражала все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогала в преодолении социальных различий, сохраняла принципы социального равенства сельского социума. Взаимосвязь и взаимозависимость школы и общественности проявлялась в том, что школа призвана была  осуществлять образование, адекватное потребностям развития села, а значит потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы села, потребностям сельской семьи и личности.            Нижнеторейская школа всегда являлась  динамичной образовательной структурой сельской социальной среды, вынужденной изменяться в соответствии с изменениями социальных и экономических основ общественной жизни.
             В этом году 2 июля  Нижнеторейская школа и наше село будут отмечать 130-летие с начала организации церковно-приходской школы, которая функционировала долгий период.
В рамках школьного фестиваля «От сияния росинок – к родникам России» проведено много мероприятий, которые увенчает июльская  встреча всех выпусков школы.
            Целью данного проекта является изучение 130-летнего развития образования в Торее и систематизация уникального педагогического труда.  При помощи районных СМИ мы постараемся осветить весь собранный материал о школе и о тех людях, которые помогали  образованию долгие годы.
            На сегодняшний день, система образования России находится в состоянии модернизации. Перед учителями и Нижнеторейской школой сегодня определены задачи, которые призваны решать сообща. Торейская школа всегда была «кузницей кадров». О каждом учителе  можно сказать много прекрасных слов. Сегодня в коллективе учителей трудятся ветераны педагогического труда: Тугаринова Сания Рахимовна, Панёва Наталья Доржиевна,  Грыдина Татьяна Ивановна, Грыдин Василий Фёдорович.
За свой 45-летний  педагогический труд они заслужили почётные награды, но главная награда – это благодарные слова учеников, которым необходимы знания, полученные от своих педагогов.
            

             Сания Рахимовна Тугаринова приехала из далёкой Казани с родителями – переселенцами в Дырестуй, когда ей было 3 года. Окончила педагогический институт Д. Банзарова.  Приехала по направлению в Торей математиком и здесь нашла свою третью родину. С первых дней ученики были покорены статной красавицей и, математику – царицу наук, изучали увлечённо. Педагогическая деятельность Сании Рахимовны всегда была насыщенной: парторг, профорг, председатель общества «Знание», преподавание в вечерней школе, классный руководитель… .  С супругом Анатолием Романовичем воспитали троих детей. Пятеро внуков не дают появляться лишним морщинкам. Сания Рахимовна каждому придёт на помощь, сама из многодетной семьи, она умеет чувствовать чужую боль. Обычно про математиков говорят «сухари», чего нельзя сказать о Сание Рахимовне. Её уроки всегда интересны, наполнены различными приёмами и методами, применяются эффективные технологии, демократический стиль общения с учениками обеспечивает высокие результаты по предмету. В селе Санию Рахимовну уважают за трудолюбие, открытость сердца. Ещё первые летние лучи лишь коснутся утренней листвы, а Сания Рахимовна уже в поле или  в лесу. На её столе ягоды, грибы, разносолы круглый год и всё - своими руками. Конечно же, она уже Торейчанка, но любовь и к Казани, и к Дырестую также дают ей силы жить и воспитывать….

         Наталья Доржиевна Панёва тоже из многодетной семьи. Цыбикжап Гуржаповна и Доржи Будаевич всю жизнь трудились на джидинской земле в Армаке  и в Торее. Всем шестерым детям дали образование. Две дочери стали учительницами. Наталья Доржиевна после окончания педагогического училища начала работать в Тасархое, но зов родной земли был сильнее. 8 выпусков начальной школы у Натальи Доржиевны. Она всегда пример для своих учеников: аккуратна, подтянута, опрятна – никогда не позволит себе небрежность во внешнем виде. Этот важный момент в воспитании малышей вырабатывает  у них прилежность к учёбе. Наталья Доржиевна с детства любила много читать, эту любовь к книгам ей привила мама, у которой на всех хватало материнского сердца.
Книги воспитывают в человеке интеллигентность. Именно такое отношение к учёбе у учащихся Натальи Доржиевны. Красота каллиграфического письма отличает её  детишек. Муж,  Анатолий Владимирович, надёжная опора Натальи Доржиевны. Трое детей и пятеро внуков обогреты теплом и любовью. В народе говорят: «кто в жизни много пережил, тот зря не плачет». Много испытаний выпало на плечи этой хрупкой женщины, но в душе она остаётся сильной, никогда свою тяжесть будней не выплеснет на коллег. Умение мужественно переживать трудности и в личной жизни, и на работе,  характеризует Наталью Доржиевну  как сильного человека, педагога, мать.

            Василий Фёдорович  Грыдин и его супруга Татьяна Ивановна всю жизнь посвятили школе. Татьяна Ивановна с детства знала, что значит быть учителем: мама была учителем начальных классов, вот и Татьяна своё будущее  решила связать с педагогикой. В Нижний Торей приехала преподавать историю и встретила свою судьбу. Выпускники с благодарностью вспоминают уроки истории. Применение  модульной технологии на своих уроках и проектного метода позволяет Татьяне Ивановне достигать высоких результатов в обучении. Её ученики – победители олимпиад и конференций муниципального и регионального уровней. Василий Фёдорович, учитель физики и информатики, много лет работал и директором школы. У Татьяны Ивановны и Василия Фёдоровича трое детей и шестеро внуков. В семье, где мама и папа учителя, дети взрослеют рано и с детства приучены к самостоятельности. Так и у Василия Фёдоровича с Татьяной Ивановной: каждый чётко знает свои обязанности. Василий Фёдорович с детства знаком с крестьянским трудом. Его отец, Фёдор Прокопьевич – участник японской войны, в колхозе трудился как и все,  с утра до ночи. Учителя – мужчины всегда ценны в образовании.  Нашей школе в этом отношении повезло. Авторитет мужчины – педагога очень важен для детей. Ребята с великим уважением относятся к Василию Фёдоровичу.

         В истории Торейской школы было много учительских пар и династий: Абашеевы, Дей, Чупошевы, Трофимовы, Кузнецовы, Будины, Колмаковы, Москвитины, Саргаевы, Медведевы,  Щербаковы, Сабкеевы, Гемогеевы, Егоровы, Поломошновы – Калмынины, Сергеевы, Анисимовы, Семёновы, и из старейших учителей ветеранов: Брауны, Шулуновы, Красиковы (Логиновы)…. Эти семьи заслуживают отдельной страницы.
Хочется пожелать всем учителям хорошего здоровья и благополучия в семье. Пусть родные будут опорой в нелёгком,  тернистом  пути педагога.

Продолжение следует.


 По материалам заместителя директора по УВР: Семёновой Л.К.


Комментариев нет:

Отправить комментарий