12.12.2016

Проводник конституционных прав граждан на селе.


 День конституции России, который ежегодно отмечается 12 декабря, – один из главных государственных праздников в нашей стране. Конституция – это правовой фундамент государства, та основа, на которой держится законодательная и исполнительная власть. Конституция определяет направление развития государства и определяет права и обязанности каждого гражданина страны.
Связующим звеном для исполнения этого основного правового документа между государством и населением служит местная власть. Она делится на региональную, районную и сельскую. В селе местная власть (с 1993 года называется местным самоуправлением) находится в здании сельской администрации.


Все пытаются ответить на вопрос: почему жизнь на селе не становиться лучше и обвинить во всем местную власть.
Но можно обратиться к мнению экспертов, их существует довольно много, есть различные мнения.
В научном журнале «Проблемный анализ и государственно – управленческое проектирование» выпуск № 4, том 4 за 2011 год, в статье «Местное самоуправление и местная власть в современной России», эксперт В.Н. Лексин дает свою оценку организации местной власти. Вот некоторые выдержки:

«Местное самоуправление, местная власть, муниципальные образования самая
самая понятная и самая обыденная составляющая территориальной организации общества и государства. В России местная власть давно ощущается как необходимая и (часто) достаточная для повседневной жизни человека. Замечу, что еще в первой половине ХIX в. значительная часть сельского населения России практически не знала иной власти, кроме местной - сельского старосты и общинного схода, помещика и управляющего. В относительно недолгий земский период до трети населения тогдашней России было во многом связано с земствами - местной властью, территориально более крупной и более чиновной по сравнению с прежним общинным самоуправлением, но все же (по западным критериям) своеобразно местно-самоуправленческой…»
«В первые постреволюционные годы местные Советы стали реальной опорой советской власти на местах, а затем превратились в низовое звено общегосударственной власти с весьма широкими функциями, но заметно уступавшее в административном отношении партийным (районным и городским) органам, а в ресурсном — колхозам, совхозам и производственным предприятиям, имевшим собственную (ведомственную) социальную инфраструктуру. В начале и в середине 90-х годов ХХ в. в России были созданы правовые (в первую очередь конституционные) основы и организационные предпосылки превращения местной власти из низового уровня советской системы государственной власти, находящегося в субординационных отношениях с вышестоящими ее уровнями, в местное самоуправление западного образца…»

«Конституционно российское местное самоуправление не входит в структуру государственных органов управления, однако де-факто наше местное самоуправление есть неотъемлемая часть, важнейшее звено системы исполнения преимущественно государственных обязательств, принятых на федеральном уровне и представляющих совокупность таких гарантируемых государством гражданам прав, свобод, льгот, услуг и т.п., воспользоваться которыми возможно только по месту жительства, т.е. на муниципальном уровне. Поэтому работа местной власти - менее всего самодеятельность или альтруизм; практически все, что она (власть) делает, ей предписано в виде конкретных обязанностей в государственных правовых актах…"

«Неудивительно, что словосочетание местная власть как продолжение
бюрократии федерального и регионального уровня большинству населения представляется более понятным, близким и операциональным, чем местное самоуправление. По закону право каждого гражданина на участие в управлении жизнью населенных мест крайне редко осуществляется непосредственно и практически всегда через выборные и другие органы, которые, собственно, и воспринимаются сегодня как местная власть. Для большинства граждан местная власть есть всегда и везде, и только она и решает, по существу, пресловутые вопросы местного значения.  Не к своему праву выбора апеллирует житель города и села при каждодневном столкновении с этими вопросами, а к органам местной власти - районным, городским и сельским администрациям, к созданным этими администрациями управленческим структурам…»

«В каждом государстве существуют свои традиции и подходы к организации местного самоуправления, но более четверти века принято считать, что
наиболее общие принципы его функционирования сформулированы в уже
упоминавшейся и хорошо известной Европейской хартии местного самоуправления, принятой на заседании Совета Европы 15.10.1985 г. и ратифицированной во многих странах…»

«Парадоксальность российской ситуации состоит в том, что, с одной стороны, все наиболее значимые положения Хартии закреплены в Конституции РФ, в федеральных и региональных законах и, с другой - в том, что реализация ни одного из них не приводит к достижению декларированных Хартией результатов. Более того, по общему мнению, ситуация в самих институтах местного самоуправления России ухудшается, их потенциал и работоспособность снижаются и, главное, отношение государственной власти и населения к этим институтам становится все более безразличным. При этом прослеживается тенденция устойчивого интереса к органам местного самоуправления как к властной структуре, способной предоставить ряд административных услуг (разрешения, справки и т.п.), и ослабевающего интереса к самой возможности самоорганизации для решения общих дел…»

В советский период «свою сплачивающую роль играли местные партийные
организации, домовые комитеты, да и общее отношение к коллективным действиям как к бесспорной ценности. В продолжающийся переходный период мотивации местной самоорганизации существенно изменились. Ценности советского коллективизма были отброшены одними из первых, а новообретенная независимость и самодостаточность каждого в отсутствие усвоенной идеологии и работающих механизмов солидаризации гражданского общества привели к тому, что большинство людей стали преимущественно потребителями, а не авторами местного самоуправления…»
 «Напомню, что в ходе и в результате выборов народ (население) становится и субъектом, и объектом местного самоуправления. Народ (население) сам формирует (избирает) местное самоуправление, сам (в связи с этим) отвечает
за свои решения и в крайне редких случаях (местные референдумы и сходы)
сам, без участия органов местного самоуправления, решает некоторые задачи
по кругу вопросов местного значения…»

"По данным Счетной палаты РФ, до 90% налоговых и неналоговых доходов,
собранных на территориях муниципальных образований изымается в федеральный и региональные бюджеты, а затем в небольшой части возвращается на исходную муниципальную почву, к сожалению, преимущественно оседая в региональных столицах. Одновременно во многих регионах происходит физическое сокращение межбюджетных трансфертов. В результате муниципальная составляющая бюджетной обеспеченности населения из года в год уменьшается при десятикратных различиях этой суммы в крупных городах и сельских поселениях…»


«Анализируя ранее рассмотренную проблематику, я хотел бы обратить внимание на то, что все без исключения проблемы российского местного самоуправления коренятся в нескольких сущностных противоречиях, изначально заложенных в его конституционно-правовые основания. К ним в первую очередь относятся противоречия: (а) между декларированным Конституцией РФ невхождением органов местного самоуправления в систему государственной власти и фактическим исполнением этими органами исключительно государственных социальных и иных обязательств перед гражданами; (б) между равной наделенностью всех органов местного самоуправления номинальными объемами компетенции и полномочий и их неодинаковой реальной востребованностью в муниципальных образованиях разного типа (например, в городе - миллионнике и в сельском населенном пункте); (в) между объемом функций, возложенных на органы местного самоуправления федеральными и региональными законами, и фактическими ресурсными возможностями (финансовыми, материальными, организационными, кадровыми) выполнения этих функций; (г) между теоретическими представлениями о местном самоуправлении как о наиболее полном воплощении непосредственно народной власти и фактически проявленным безразличием населения к реализации подлинной идеи местного самоуправления, сведенной на практике преимущественно к задаче приближения назначаемых исполнительных структур местной власти к жителям населенных пунктов.

Было бы несправедливо считать, что высшая власть России не осознает наличия вышеуказанных противоречий и связанных с ними проблем: вот уже на протяжении пятнадцати с лишним лет первые лица государства практически повторяют одни и те же слова о важности местного самоуправления и о необходимости его ресурсной самостоятельности…»

   Теперь можно подвести итоги: «местная власть» в перестроечное время, была переименована в «местное самоуправление». Жители должны управлять своим селом через выборные органы. Местная власть существует, чтобы ходатайствовать решение общей сходки в уполномоченные органы власти, где и решают, принимать или не принимать решение. Сама она не входит в государственные структуры и не имеет права принимать правовые решения. Тем не менее, отвечает за исполнение государственных обязанностей перед гражданами, не имея при этом достаточных ресурсов. Отсюда напрашивается один вывод: благосостояние села зависит не только от местной власти, в основном оно зависит от личного вклада каждого сельского жителя. А если участники жизни села равнодушны, и не хотят ничего делать (некоторые даже не могут убрать мусор вокруг дома или устраивают несанкционированные свалки), то ни о каком благоустройстве села не может идти и речи.

  А теперь из истории нашей Нижнеторейской сельской администрации в воспоминаниях ее бывших председателей (взято из летописи села Нижний Торей).

  Воспоминания Ламухина Василия Павловича, председателя сельского совета, члена КПСС с 1949 года, народного депутата сельсовета и пенсионера, записаны 6 мая 1990 года:
 «Теперь уже редко кто помнит годы становления советской власти в нашем селе и как образовались Советы, кто был первым их председателем. Из рассказов отца и его одногодков я запомнил, что никакой вооруженной борьбы за власть в селе не было. Когда устанавливалась Советская власть в Забайкалье, у нас произошли перевыборы волостного Совета, в котором избрали надежных и уважаемых людей. Наша волость входила в состав Селенгинского уезда, центр которого находился в Новоселенгинске. Затем к концу 20-х годов волость была преобразована в сельсовет, а уезд в район. Вплоть до образования Джидинского района в 1935 году, сельсовет наш входил в состав Селенгинского района, и по всем важным делам ездили на лошадях в Селенгинск за 170 км.
До войны в должности председателей советов работало немало наших односельчан. Однако я запомнил троих – это Павлов Лука Анемгодистович, Сергеева Евдокия Ивановна и Пагильцев Андрей Данилович.
Сельские Советы решали в то время все основные вопросы жизни села: распределение пашни и лугов, организация пастьбы скота, сборы налоговых и других платежей, становление и работа учреждений культуры, медицины, образования. В то время на территории Совета были изба – читальная и Народный дом, небольшая больничка в с. Шартыкей, где всей лечебной работой, заправлял Климов Филат Афанасьевич – военный фельдшер, начальная школа в Шартыкее и ШКМ (школа крестьянской молодежи и семилетка) в Нижнем Торее.
Все основные вопросы Советом решались на демократических началах – на сельских сходах. Сход тогда считался высшим органом власти на селе. Проходили они очень оживленно, собиралось почти все взрослое население. Решение схода было обязательным для всех.
Не знаю, как работал Совет в годы войны, но думаю, приходилось трудновато. Ведь для фронта нужно было отдать как можно больше хлеба, мяса, масла, одежды, особенно теплой.
После войны роль сельсоветов в хозяйственном и социальном строительстве стала постепенно падать. Помню, после войны во главе Советов были: Зайцев Павел Никанорович, Калмынин Иван Никанорович, Дементьев Иван Филиппович, Чехондаева (Ламухина) Ольга…
Роль советов сводилась  к выдаче справок, разбору мелких ссор, ну и «выкачки» у крестьян всего, что можно было взять за небольшую плату. Облагали поголовно всех обязательными поставками мяса, МОКа, шерсти. Здесь сельсовету было не до культуры и просвещения.
Тем более что с 1945 года до конца 1960 года существовал Торейский район, и  районные власти зачастую подменяли Сельский Совет. Районный Совет в эти годы возглавляли: Черных Михаил Михайлович, Таюрский Яков Васильевич, Еланов Семен Онгоевич, Дамбаев Александр Алексеевич.
После объединения районов председателями сельсовета работали: Красиков Николай Иванович, Осколков Феоктист Прокопьевич, Хороших Иван Павлович.
Около 20 лет секретарем сельсовета проработал Поломошнов Иван Павлович, был также и председателем.
Я работал председателем сельсовета в течение 9-ти лет – с июня 1973 года по август 1982 года. Это были очень трудные годы для Советов, которые были практически лишены власти. Всем завладела командно-административная система. Практически власть перешла  в руки райкома, а советы стали послушным орудием в руках партийного аппарата. Еще когда исполком райсовета возглавлял Патепалов Александр Романович, сельсоветы сохраняли кое-какую самостоятельность, а в последствии, особенно в период работы председателем райсовета Муруева В.В, престиж сельсовета явно упал. Чтобы, например, «избрать» председателя или секретаря сельсовета советовались не с депутатами, а с руководителями хозяйств и парткомов. При выборах давались твердые установки: сколько надо избирать коммунистов, рабочих, женщин, колхозников. Работа Советов оценивалась по тому, как сработал совхоз, колхоз, регулярно ли проводились сессии и заседания исполкома; вовремя ли оформлялись протоколы, составлялись планы работы.
Однажды Муруев – председатель райсовета заявил мне, что рабочий день мой должен начинаться в совхозе и кончатся там же. Я, конечно, вспылил и послал его, где Макар телят не пас. Он предложил мне подать в отставку, что я и сделал. Однако пришлось работать еще больше года – не могли найти замену. Конечно, такой командный метод не способствовал укреплению авторитета сельсовета и сейчас, когда Советам дано многое, решается все с оглядкой, все еще боятся взять власть в свои руки…»


Из архивных источников: «До 1927 года в каждом селе были сельские советы. Они подчинялись волисполкому, волисполкомы подчинялись Троицкоссавскому уезду…»


Из воспоминаний председателя сельского совета Морозовой (Сергеевой) Евдокии Ивановны: «В 1930 году я была на курсах «советского строительства» в г. Улан-Удэ. После окончания курсов работала в с. Нижний Торей налоговым агентом. В 1938 году была избрана председателем Н-Торейского сельсовета. Образование – 2 класса. Училась в Торее. Там и жила. Школа в то время была церковноприходская, где жил поп, была церковь, а напротив школа (в нынешнее время здесь находится дежурный магазин). Когда была на курсах, в 1931 году – церковь сгорела. Я фактически с 1897 года рождения, а по паспорту с 1901 года. Мне сейчас 82 год пошел…» (Записи сделаны в 1979 году).


 Морозова Евдокия Ивановна – член КПСС с 1939 года. Награждена двумя медалями: «За доблестный труд» и от 25 апреля 1975 года награждена юбилейной медалью «30 лет Победы в Великой Отечественной войне». Медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войне награждена 9 июля 1946 года.

Кузнецов Георгий Иннокентьевич – председатель Нижнеторейского сельсовета. За время пребывания на этом посту, Г.И.Кузнецов сделал немало для активизации работы постоянных комиссий совета, депутатских групп и постов. Неоднократно на сессиях решались вопросы социально – культурного строительства села. На главной улице был построен современный магазин.
В сельском совете было 35 депутатов. В основном это передовики социалистического соревнования. При сельсовете работала добровольная народная дружина. О работе Георгия Иннокентьевича на ответственном посту не раз писала газета «Джидинская правда».

Председателями Торейского сельского совета были еще:
Зайцев Иван Ифович, Трофимов Евгений Петрович, Москвитин Иннокентий Данилович, Якимов Илья Васильевич, Мельникова Валентина Михайловна.
Секретарями в Нижнеторейском сельсовете работали – Борисова Валентина Архиповна,  Осколков Феоктист Прокопьевич, Калашникова Антонида Георгиевна, Медведева Евдокия Иннокентьевна, Тютринцева Галина Ивановна, Москвитина Татьяна Ивановна, Черкасова Любовь Афанасьевна и др.

 Несколько слов хочется сказать о Галине Ивановне Тютринцевой. Человек с большой буквы, за годы работы в сельской администрации заслужила большое доверие и уважение, как жителей, так и государственных структур. На любой вопрос, у нее всегда имелся ответ. Жители с большинством проблем обращались в основном к Галине Ивановне, а не к председателю сельского совета. Очень грамотный, культурный, опытный специалист своего дела. В 90 – е годы, Галина Ивановна регистрировала также и местные бракосочетания.




Сейчас в сельской администрации трудятся три специалиста и глава администрации. Глава сельского поселения - Дмитрий Доржиевич Бадмаев за свои два года на посту, сумел балансировать между каждодневными заботами и маленькими средствами. Каждую весну он организовывает субботники на селе. При его участии были поставлены дорожные знаки в общественных местах, полностью переделано отопление в здании сельской администрации с электроэнергии на печное, что значительно сэкономило и без того худые средства местного бюджета, был произведен также и ремонт здания. Праздник День Победы каждый год проходит с участием главы поселения. При личной спонсорской помощи Дмитрия Доржиевича была организована экскурсия школьников в село Верхний Торей на родину первого героя Советского Союза из Бурятии. Была оказана им большая помощь в праздновании 130 – летнего юбилея Нижнеторейской школы. На селе действует два ТОСа, для которых глава решает законодательные вопросы. Его же усилиями организуются и спортивные соревнования, сурхарбан и многое другое. 


Преданы своему делу ведущий специалист Черкасова Л.А. и специалист Щербакова Л.П. За 37 лет трудового стажа в сельской администрации Любовь Афанасьевна приобрела огромный опыт работы. Несмотря на высокую загруженность рутинными делами, она всегда хорошо и молодо выглядит, приветлива с людьми, знает каждого жителя в лицо, что немаловажно для специалиста на таком посту. Любовь Павловна работает с военкоматом, а также занимается и другими всеми сельскими делами, очень ответственна, исполнительна, имеет большой стаж  трудовой деятельности и огромный опыт работы с людьми. Это люди, на опыте которых сейчас держится сельская администрация. Третий специалист – это молодое поколение -  Хасматулина Евгения Николаевна. У нее также большая нагрузка: кроме дел по земельным отношениям и налогов, она активно занимается общественной и организационной деятельностью.


Все специалисты помогают и заменяют друга друга, когда у кого-то не хватает времени, так как у сельской администрации очень много функций. Они  работают с судами, прокуратурой, правоохранительными органами, пожарными, органами опеки, паспортным столом, пенсионным отделом, социальной защитой, учебными и дошкольными заведениями, юридическими и адвокатскими конторами, архивом, ЗАГСом, БТИ, налоговой инспекцией, с вышестоящими администрациями,
отделом культуры, военкоматом, и другими государственными, общественными и личными структурами и учреждениями. Местная власть села должна быть компетентна на всех направлениях и выполнять такие функции как: кадровые, юридические, земельные, организационные, правовые, хозяйственные и многие другие. 



Большой трудовой стаж имеет также бессменный «руководитель» по хозяйственной части сельской администрации – это Инна Борисовна Никитина - трудолюбива, исполнительна, ответственна, никогда не скажет ничего лишнего. На ее плечах держится чистота, порядок и уют в здании сельской администрации и прилегающей территории. При администрации содержится также и пожарная часть, где добросовестно и очень давно трудится Алексей Леонидович Мендиков, выполняя обязанности пожарного на пожарной технике. Он первый, кто принимает вызов в экстренных случаях, и от его быстрого реагирования зависит нераспространение пожара на другие постройки, а соответственно сохранение жизни и материального благополучия сельчан.



Сельская администрация, как местная власть  – очень важный орган управления и для государства и особенно для сельчан. С ней наше жизненное устройство имеет порядок и общую структуру. Местная администрация как на селе, так и в районе или в городском округе является основным проводником исполнения конституционных прав и обязанностей граждан на селе.





1 комментарий:

  1. Прочла от начала и до конца.Очень приятно читать о своих родных.Мой папа Дементьев Иван Филиппович.Моя сестра Тютринцева Галина Ивановна.Горжусь ими.Уважаю моих земляков,которые сейчас живут и трудятся в моем родном с.Торей.

    ОтветитьУдалить