День конституции России, который ежегодно отмечается 12 декабря, – один из главных государственных праздников в нашей стране. Конституция – это правовой фундамент государства, та основа, на которой держится законодательная и исполнительная власть. Конституция определяет направление развития государства и определяет права и обязанности каждого гражданина страны.
Связующим звеном для исполнения этого основного
правового документа между государством и населением служит местная власть. Она
делится на региональную, районную и сельскую. В селе местная власть (с 1993
года называется местным самоуправлением) находится в здании сельской
администрации.
Все пытаются ответить на вопрос: почему жизнь на селе
не становиться лучше и обвинить во всем местную власть.
Но можно обратиться к мнению экспертов, их существует
довольно много, есть различные мнения.
В научном журнале «Проблемный анализ и государственно
– управленческое проектирование» выпуск № 4, том 4 за 2011 год, в статье
«Местное самоуправление и местная власть в современной России», эксперт В.Н.
Лексин дает свою оценку организации местной власти. Вот некоторые выдержки:
«Местное самоуправление, местная
власть, муниципальные образования самая
самая понятная и самая обыденная составляющая территориальной
организации общества и государства. В России местная власть давно ощущается как
необходимая и (часто) достаточная для повседневной жизни человека. Замечу, что еще
в первой половине ХIX в. значительная часть сельского населения России практически
не знала иной власти, кроме местной - сельского старосты и общинного схода,
помещика и управляющего. В относительно недолгий земский период до трети
населения тогдашней России было во многом связано с земствами - местной
властью, территориально более крупной и более чиновной по сравнению с прежним
общинным самоуправлением, но все же (по западным критериям) своеобразно местно-самоуправленческой…»
«В первые постреволюционные годы местные Советы стали реальной опорой
советской власти на местах, а затем превратились в низовое звено общегосударственной власти с весьма широкими
функциями, но заметно уступавшее в административном отношении партийным
(районным и городским) органам, а в ресурсном — колхозам, совхозам и производственным
предприятиям, имевшим собственную (ведомственную) социальную инфраструктуру. В
начале и в середине 90-х годов ХХ в. в России были созданы правовые (в
первую очередь конституционные) основы и организационные предпосылки
превращения местной власти из низового
уровня советской системы государственной власти, находящегося в
субординационных отношениях с вышестоящими ее уровнями, в местное самоуправление западного образца…»
«Конституционно российское местное самоуправление не входит в структуру
государственных органов управления, однако де-факто наше местное самоуправление
есть неотъемлемая часть, важнейшее звено системы исполнения преимущественно государственных обязательств, принятых на
федеральном уровне и представляющих
совокупность таких гарантируемых государством гражданам прав, свобод, льгот,
услуг и т.п., воспользоваться которыми возможно только по месту жительства, т.е. на муниципальном уровне.
Поэтому работа местной власти - менее всего самодеятельность или альтруизм;
практически все, что она (власть) делает, ей предписано в виде конкретных
обязанностей в государственных правовых
актах…"
«Неудивительно, что словосочетание местная власть как продолжение
бюрократии федерального и регионального уровня большинству населения представляется
более понятным, близким и операциональным, чем местное самоуправление. По
закону право каждого гражданина на участие в управлении жизнью населенных мест крайне
редко осуществляется непосредственно и практически всегда через выборные и
другие органы, которые,
собственно, и воспринимаются сегодня как местная власть. Для большинства
граждан местная власть есть всегда и везде, и только она и решает, по существу,
пресловутые вопросы местного значения. Не к своему праву выбора апеллирует житель города и села при
каждодневном столкновении с этими вопросами, а к органам местной власти
- районным, городским и сельским администрациям, к созданным этими администрациями
управленческим структурам…»
«В каждом государстве существуют свои традиции и подходы к организации
местного самоуправления, но более четверти века принято считать, что
наиболее общие принципы его функционирования сформулированы в уже
упоминавшейся и хорошо известной Европейской хартии местного
самоуправления, принятой на заседании Совета Европы 15.10.1985 г. и
ратифицированной во многих странах…»
«Парадоксальность российской ситуации состоит в том, что, с одной
стороны, все наиболее значимые положения Хартии закреплены в Конституции РФ, в
федеральных и региональных законах и, с другой - в том, что реализация ни
одного из них не приводит к достижению декларированных Хартией результатов.
Более того, по общему мнению, ситуация в самих институтах местного
самоуправления России ухудшается, их потенциал и работоспособность снижаются и,
главное, отношение государственной власти и населения к этим институтам
становится все более безразличным. При этом прослеживается тенденция
устойчивого интереса к органам местного самоуправления как к властной структуре, способной
предоставить ряд административных услуг (разрешения, справки и т.п.), и
ослабевающего интереса к самой возможности самоорганизации для решения общих
дел…»
В советский период «свою сплачивающую роль играли местные партийные
организации, домовые комитеты, да и общее отношение к коллективным
действиям как к бесспорной ценности. В продолжающийся переходный период
мотивации местной самоорганизации существенно изменились. Ценности советского
коллективизма были отброшены одними из первых, а новообретенная независимость и
самодостаточность каждого в
отсутствие усвоенной идеологии и работающих механизмов солидаризации гражданского общества привели к тому, что
большинство людей стали преимущественно потребителями,
а не авторами местного самоуправления…»
«Напомню, что в ходе и в
результате выборов народ (население)
становится и субъектом, и объектом
местного самоуправления. Народ (население) сам формирует (избирает)
местное самоуправление, сам (в
связи с этим) отвечает
за свои решения и в крайне редких случаях (местные референдумы и сходы)
сам, без
участия органов местного самоуправления, решает некоторые задачи
по кругу вопросов местного значения…»
"По данным Счетной палаты РФ, до 90% налоговых и неналоговых
доходов,
собранных на территориях муниципальных образований изымается в
федеральный и региональные бюджеты, а затем в небольшой части возвращается на исходную
муниципальную почву, к сожалению, преимущественно оседая в региональных
столицах. Одновременно во многих регионах происходит физическое сокращение
межбюджетных трансфертов. В результате муниципальная составляющая бюджетной
обеспеченности населения из года в год уменьшается при десятикратных различиях
этой суммы в крупных городах и сельских поселениях…»
«Анализируя ранее рассмотренную проблематику, я хотел бы обратить
внимание на то, что все без исключения проблемы российского местного
самоуправления коренятся в нескольких сущностных противоречиях, изначально заложенных в его
конституционно-правовые основания. К ним в первую очередь относятся
противоречия: (а) между декларированным Конституцией РФ невхождением органов
местного самоуправления в систему государственной власти и фактическим
исполнением этими органами исключительно государственных социальных и иных
обязательств перед гражданами; (б) между равной наделенностью всех органов
местного самоуправления номинальными объемами компетенции и полномочий и их
неодинаковой реальной востребованностью в муниципальных образованиях разного
типа (например, в городе - миллионнике и в сельском населенном пункте); (в)
между объемом функций, возложенных на органы местного самоуправления
федеральными и региональными законами, и фактическими ресурсными возможностями
(финансовыми, материальными, организационными, кадровыми) выполнения этих
функций; (г) между теоретическими представлениями о местном самоуправлении как
о наиболее полном воплощении непосредственно народной власти и фактически
проявленным безразличием населения к реализации подлинной идеи местного
самоуправления, сведенной на практике преимущественно к задаче приближения
назначаемых исполнительных структур местной власти к жителям населенных
пунктов.
Было бы несправедливо считать, что высшая власть России не осознает
наличия вышеуказанных противоречий и связанных с ними проблем: вот уже на
протяжении пятнадцати с лишним лет первые лица государства практически
повторяют одни и те же слова о важности местного самоуправления и о
необходимости его ресурсной самостоятельности…»
Теперь можно подвести итоги:
«местная власть» в перестроечное время, была переименована в «местное
самоуправление». Жители должны управлять своим селом через выборные органы.
Местная власть существует, чтобы ходатайствовать решение общей сходки в
уполномоченные органы власти, где и решают, принимать или не принимать решение.
Сама она не входит в государственные структуры и не имеет права принимать
правовые решения. Тем не менее, отвечает за исполнение государственных
обязанностей перед гражданами, не имея при этом достаточных ресурсов. Отсюда напрашивается
один вывод: благосостояние села зависит не только от местной власти, в основном
оно зависит от личного вклада каждого сельского жителя. А если участники жизни
села равнодушны, и не хотят ничего делать (некоторые даже не могут убрать мусор
вокруг дома или устраивают несанкционированные свалки), то ни о каком
благоустройстве села не может идти и речи.
А теперь из истории нашей Нижнеторейской
сельской администрации в воспоминаниях ее бывших председателей (взято из
летописи села Нижний Торей).
Воспоминания Ламухина Василия Павловича, председателя
сельского совета, члена КПСС с 1949 года, народного депутата сельсовета и
пенсионера, записаны 6 мая 1990 года:
«Теперь уже редко кто помнит годы становления
советской власти в нашем селе и как образовались Советы, кто был первым их
председателем. Из рассказов отца и его одногодков я запомнил, что никакой
вооруженной борьбы за власть в селе не было. Когда устанавливалась Советская
власть в Забайкалье, у нас произошли перевыборы волостного Совета, в котором
избрали надежных и уважаемых людей. Наша волость входила в состав Селенгинского
уезда, центр которого находился в Новоселенгинске. Затем к концу 20-х годов
волость была преобразована в сельсовет, а уезд в район. Вплоть до образования
Джидинского района в 1935 году, сельсовет наш входил в состав Селенгинского
района, и по всем важным делам ездили на лошадях в Селенгинск за 170 км .
До
войны в должности председателей советов работало немало наших односельчан.
Однако я запомнил троих – это Павлов Лука Анемгодистович, Сергеева Евдокия
Ивановна и Пагильцев Андрей Данилович.
Сельские
Советы решали в то время все основные вопросы жизни села: распределение пашни и
лугов, организация пастьбы скота, сборы налоговых и других платежей,
становление и работа учреждений культуры, медицины, образования. В то время на
территории Совета были изба – читальная и Народный дом, небольшая больничка в
с. Шартыкей, где всей лечебной работой, заправлял Климов Филат Афанасьевич –
военный фельдшер, начальная школа в Шартыкее и ШКМ (школа крестьянской молодежи
и семилетка) в Нижнем Торее.
Все
основные вопросы Советом решались на демократических началах – на сельских
сходах. Сход тогда считался высшим органом власти на селе. Проходили они очень
оживленно, собиралось почти все взрослое население. Решение схода было
обязательным для всех.
Не
знаю, как работал Совет в годы войны, но думаю, приходилось трудновато. Ведь
для фронта нужно было отдать как можно больше хлеба, мяса, масла, одежды,
особенно теплой.
После
войны роль сельсоветов в хозяйственном и социальном строительстве стала
постепенно падать. Помню, после войны во главе Советов были: Зайцев Павел
Никанорович, Калмынин Иван Никанорович, Дементьев Иван Филиппович, Чехондаева
(Ламухина) Ольга…
Роль
советов сводилась к выдаче справок,
разбору мелких ссор, ну и «выкачки» у крестьян всего, что можно было взять за
небольшую плату. Облагали поголовно всех обязательными поставками мяса, МОКа,
шерсти. Здесь сельсовету было не до культуры и просвещения.
Тем
более что с 1945 года до конца 1960 года существовал Торейский район, и районные власти зачастую подменяли Сельский
Совет. Районный Совет в эти годы возглавляли: Черных Михаил Михайлович,
Таюрский Яков Васильевич, Еланов Семен Онгоевич, Дамбаев Александр Алексеевич.
После
объединения районов председателями сельсовета работали: Красиков Николай Иванович,
Осколков Феоктист Прокопьевич, Хороших Иван Павлович.
Около
20 лет секретарем сельсовета проработал Поломошнов Иван Павлович, был также и
председателем.
Я
работал председателем сельсовета в течение 9-ти лет – с июня 1973 года по
август 1982 года. Это были очень трудные годы для Советов, которые были
практически лишены власти. Всем завладела командно-административная система.
Практически власть перешла в руки
райкома, а советы стали послушным орудием в руках партийного аппарата. Еще
когда исполком райсовета возглавлял Патепалов Александр Романович, сельсоветы
сохраняли кое-какую самостоятельность, а в последствии, особенно в период
работы председателем райсовета Муруева В.В, престиж сельсовета явно упал.
Чтобы, например, «избрать» председателя или секретаря сельсовета советовались не
с депутатами, а с руководителями хозяйств и парткомов. При выборах давались
твердые установки: сколько надо избирать коммунистов, рабочих, женщин,
колхозников. Работа Советов оценивалась по тому, как сработал совхоз, колхоз,
регулярно ли проводились сессии и заседания исполкома; вовремя ли оформлялись
протоколы, составлялись планы работы.
Однажды
Муруев – председатель райсовета заявил мне, что рабочий день мой должен
начинаться в совхозе и кончатся там же. Я, конечно, вспылил и послал его, где
Макар телят не пас. Он предложил мне подать в отставку, что я и сделал. Однако
пришлось работать еще больше года – не могли найти замену. Конечно, такой
командный метод не способствовал укреплению авторитета сельсовета и сейчас,
когда Советам дано многое, решается все с оглядкой, все еще боятся взять власть
в свои руки…»
Из
архивных источников: «До 1927 года в каждом селе были сельские советы. Они
подчинялись волисполкому, волисполкомы подчинялись Троицкоссавскому уезду…»
Из
воспоминаний председателя сельского совета Морозовой (Сергеевой) Евдокии
Ивановны: «В 1930 году я была на курсах «советского строительства» в г.
Улан-Удэ. После окончания курсов работала в с. Нижний Торей налоговым агентом. В
1938 году была избрана председателем Н-Торейского сельсовета. Образование – 2
класса. Училась в Торее. Там и жила. Школа в то время была церковноприходская,
где жил поп, была церковь, а напротив школа (в нынешнее время здесь находится
дежурный магазин). Когда была на курсах, в 1931 году – церковь сгорела. Я
фактически с 1897 года рождения, а по паспорту с 1901 года. Мне сейчас 82 год
пошел…» (Записи сделаны в 1979 году).
Морозова Евдокия Ивановна – член КПСС с 1939
года. Награждена двумя медалями: «За доблестный труд» и от 25 апреля 1975 года
награждена юбилейной медалью «30 лет Победы в Великой Отечественной войне». Медалью
«За доблестный труд в годы Великой Отечественной войне награждена 9 июля 1946
года.
Кузнецов
Георгий Иннокентьевич – председатель Нижнеторейского сельсовета. За время
пребывания на этом посту, Г.И.Кузнецов сделал немало для активизации работы
постоянных комиссий совета, депутатских групп и постов. Неоднократно на сессиях
решались вопросы социально – культурного строительства села. На главной улице
был построен современный магазин.
В
сельском совете было 35 депутатов. В основном это передовики социалистического
соревнования. При сельсовете работала добровольная народная дружина. О работе Георгия
Иннокентьевича на ответственном посту не раз писала газета «Джидинская правда».
Председателями
Торейского сельского совета были еще:
Зайцев
Иван Ифович, Трофимов Евгений Петрович, Москвитин Иннокентий Данилович, Якимов
Илья Васильевич, Мельникова Валентина Михайловна.
Секретарями
в Нижнеторейском сельсовете работали – Борисова Валентина Архиповна, Осколков Феоктист Прокопьевич, Калашникова
Антонида Георгиевна, Медведева Евдокия Иннокентьевна, Тютринцева Галина
Ивановна, Москвитина Татьяна Ивановна, Черкасова Любовь Афанасьевна и др.
Несколько слов хочется сказать о Галине
Ивановне Тютринцевой. Человек с большой буквы, за годы работы в сельской
администрации заслужила большое доверие и уважение, как жителей, так и государственных
структур. На любой вопрос, у нее всегда имелся ответ. Жители с большинством
проблем обращались в основном к Галине Ивановне, а не к председателю сельского
совета. Очень грамотный, культурный, опытный специалист своего дела. В 90 – е
годы, Галина Ивановна регистрировала также и местные бракосочетания.
Сельская администрация, как
местная власть – очень важный орган
управления и для государства и особенно для сельчан. С ней наше жизненное
устройство имеет порядок и общую структуру. Местная администрация как на селе,
так и в районе или в городском округе является основным проводником исполнения
конституционных прав и обязанностей граждан на селе.
Прочла от начала и до конца.Очень приятно читать о своих родных.Мой папа Дементьев Иван Филиппович.Моя сестра Тютринцева Галина Ивановна.Горжусь ими.Уважаю моих земляков,которые сейчас живут и трудятся в моем родном с.Торей.
ОтветитьУдалить